Материал взят из журнала "Вокруг Света" ссылка www.vokrugsveta.ru/tv/vs/cast/295/
Центральное место в Эрденидзу занимают храмы Гурбандзу - "Три сокровища". Они символизируют три этапа жизни Будды. Войти в храм без стука - значит застать богов врасплох и навлечь на себя страшный гнев. Только услышав звук гонга, они готовы встретить и выслушать вас.
Буддистские храмы всегда украшали живописными изображениями и скульптурами многочисленных будд, бодхисатв, исторических и мифических деятелей буддизма. Персонажи изображались в милостивом виде и с лицами, внушающими ужас. Например, чойджин, трехглазый защитник веры - с надутыми щеками и зверским оскалом. Его голову венчают пять черепов - знак победы над пятью пороками. Эти ужасные существа пришли из тибетской религии бон. Когда буддистские боги явились в Тибет, силы бона вступили с ними в схватку и проиграли. Не теряя злобной сущности, древние боги Тибета стали действовать против врагов буддизма.
Стены храмов украшали иконами-свитками, представлявшими несколько десятков, а то и сотен божеств. Перед тем как приступить к рисованию или ваянию, художник, как правило, монах, читал соответствующие мантры. Благодаря особому сочетанию звуков заклинание достигало божества и возвращалось из эфира обратно к художнику. Тот творил уже, как говорится, с божьей помощью. Отступать от канона было крайне опасно, ибо автор рисковал сильно испортить свою карму. Божества требовали портретного сходства и не прощали ошибок.
Когда-то монастырь был культурным центром всей Азии. В его хранилищах находились редкие книги и старинные рукописи. Паломники шли сюда, чтобы полюбоваться на древние реликвии. Некоторые из них были недоступны для посторонних. Их везли из Индии, Китая и Тибета тайными тропами. За реликвиями охотились, ибо те приносили счастье владельцу. Наиболее ценные экспонаты открывались только высоким ламам, владеющим тайными знаниями.
В праздничные дни перед соборным храмом Цокчин собирались тысячи верующих. Всем хотелось приобщиться к мистерии цам, исполнением которой славился монастырь. Цам - это религиозный обряд, призванный усмирять демонов и злых духов. Он пришел в Монголию из Тибета 200 лет назад и впервые был поставлен именно в Каракоруме. Во время танца исполнитель сосредотачивался в медитации на определенное божество, которое входило в танцора. Сила медитации была настолько огромной, что очищала энергетику окружающего пространства, души танцоров и зрителей. Вот что сказано о цаме в трактате одного из далай-лам: "Телу необходимо придавать различные позы, руки следует трясти и делать ими другие наполненные мудростью жесты. Языком следует читать молитвы, а в мыслях твердо держать то или иное божество. Все это не должно быть превращено просто в игру. Надо быть бдительным и подбирать одежду и украшения сообразно смыслу..."
Действо завершалось жертвоприношением, иногда человеческим. В былые времена живое существо назначалось ответственным за все мировое зло. Его закалывали, а союз верующих скреплялся кровью. Раньше в цаме участвовало до 100 исполнителей. В течение всего представления появляется Белый Старец - это хранитель того места, где происходит цам. Роль старика - одна из самых важных. Он исполняет веселые импровизации, отвлекает на себя внимание в самых опасных местах представления. Он радует глаз и сердце собравшихся, ибо зрителям трудно все время удерживать в сердце суровую атмосферу танца.
Можно сказать, что монастырь в Каракоруме жил от цама до цама. Но раз в сто лет в этих местах появлялся белый всадник - владыка заповедной Шамбалы, страны великих мудрецов. Он нес весть о скором прибытии Майтрейи, Будды грядущего времени.
В 30-е годы монастырь закрыли, лам уничтожили, храмы разграбили. Старинные реликвии разошлись по юртам. Монастырь, никем не охраняемый, разрушался. Весь двор был усеян осколками статуй и субурганов. Кажется, что Владыка Шамбалы навсегда забыл дорогу в Каракорум.