Познакомился за последнее время с 3 мя версиями Кармен. Перечитал Новеллу Мериме, собственно первоисточник, посмотрел оперу в театре Сац и очень неплохой испано-английский фильм.
В целом, у фильма трактовка еще хуже, чем у оперы, фильм во всем обвиняет Хосе Новарру, рассматривает его падение личности из-за любви и опретение высшей свободы через убийство. И только в конце намек на то, что во всем виновата Кармен, но любовь того стоит, потому что без нее жизнь не имеет смысла. И образ Кармен в фильме мне не понравился, мне кажется, они совершенно зря подчеркнули то, что она была продажной женщиной, сильно смягчили ее характер и совершенно убрали ту безудержную свободу в ней, о которой, собственно, и писал Мериме.
Опера была прекрасна. По звучанию, словам, игре певцов. В оперы Кармен не виновата ни в чем, виновата судьба, которая так сложилась для всех них. В опере в Кармен больше свободы, о которой писал Мериме и цыганской гордости, которая противопоставляется новаррской чести Хосе. Она губит себя и других, возможно, из-за того, что в ней бушует пламя свободы, приблежающейся к абсолютной, а свободу, так же как и пламя, нельзя удержать или ограничить, запереть, распластать и размазать по обычной жизни, как предлагал ей Хосе, инаяе она утратит свою суть. Она горит сама и зажигает других в опере как и в новелле, и не ее вина, что зажженные не выдерживают ее огня и сгорают в нем сами.
"Любовь - цыганское дитя".
В новелле я бы сказал, что в основном речь идет о противопоставлении чести и свободы, хотя у свободы Кармен есть своя честь и ответственность за своих людей и страдающих по ее вине.Она не понимает и не принимает никаких ограничений свободы, как истинное дитя воли, и проблема Хосе в том, что он не может этого понять и с этим смириться, потому что всю жизнь живет в плену ограничений - долг, семья. Кармен же ни к чему не привязана. Она показывает ему свободу и увлекает его в свою жизнь, а он - хочет сковать ее рамками. И жутко ревнует. Он мечется между своим благородством и долгом и любовью, а в ней сочетается свобода с губительной, отчасти дьявольской силой и любовью, которая спрятана глубоко под переменчивым нравом и ироничным характером. Кроме того, отчасти мне Кармен в новелле напоминает романтический образ Люцифера, когда тот ради высшей цели - знаний и свободы - отверг сковывающую ангельскую суть. Здесь высшей целью является свобода, и любовь, которая тоже должна быть свободной. Как-то новелла для меня самое сложное - попозже, может, соберу ее по кусочкам.
Кармен, как и у самой любви, что в новелле, что в опере, очень свободный характер, и в ней очень много от трикстера.
В целом - я в восторге!..