Кое-кому пригодится
Одним из источников системы государственного управления Токугава можно считать китайскую систему государственного управления при династии Тан (618 - 907 гг.).
Из китайской системы прямо были заимствованы государственный совет, совет министров, институт надзора и контроля работы государственной системы. Кроме того, из Китая был взят принцип регулярного перемещения чиновников с одной должности на другую. В Японии этот принцип нашел свое отражение в системе посменной службы (цукибансэй). Важнейшим принципом формирования государственного аппарата в Китае была система государственных экзаменов, то есть в принципе человек из любого сословия мог получить государственную должность, для этого нужно было пройти через систему экзаменов.
Сёгуны Токугава также сделали попытку вести систему квалификационных экзаменов. Но в Японии эта система не получила широкого распространения в связи с особыми условиями исторического развития.
"Стостатейные установления Токугава"
Одним из основных критериев отбора была принадлежность к дому Токугава. Дом Токугава состоял из трех ветвей: Таясу, Хитоцубаси, Киёмидзу; Овари, Кии и Мито составляли младшую линию (камон). Из этих шести домов избирался наследник на пост сёгуна, в случае, если прямой наследник отсутствовал или не соответствовал своему будущему статусу. Установления говорят об этом следующим образом:
"Если кто нарушит мои Установления будь он даже законным наследником и родным сыном ему не может быть дозволено наследование главе рода сёгунов, на этот пост по обсуждению с министром-старейшиной (тайро) и старшими вассалами (росин) следует назначать из числа камон избрав лицо надлежащих данных".
Как мы видим, наиболее влиятельными людьми после сёгуна были члены дома Токугава и его старшие вассалы, из тех, что были вассалами сёгуна в его клановых землях в Микава. Практически на все посты в правительстве назначались даймё из числа фудай и прямые вассалы сёгуна (хатамото). Таким образом, главным принципом формирования правительства был принцип родственной и вассальной близости дому Токугава.
Другой принцип также зафиксирован в Установлениях:
"Используя людей, выдвигай их по способностям - это закон; вводя в присутствие мужей из фудай, выдвигай и мужей из тодзама. Коли сетуют ближние (фудай) и скорбят прочие (тодзама), верноподданные переведутся".
Как можно видеть, при назначении на государственный пост учитывались и способности человека, хотя знатность и близость дому Токугава были определяющими.
"В Японии начала периода Токугава, при занятии какой-либо должности наиболее важны были вассальные отношения, в отличие от Китая, где большее значение придавалось способностям индивида".
В Токугавском правительстве посты могли занять только лица, принадлежащие к самурайскому сословию, являющиеся либо родственниками, либо непосредственными вассалами дома Токугава. Вообще принадлежность к роду, фамилии в Японии была основополагающим фактором.
"Стостатейные установления Токугава" представляют для исследователя большую ценность еще и потому, что в них приводится полная иерархия постов при дворе сёгуна.
При дворе сёгуна находилось место и таким должностям, как ученый-конфуцианец и даже астролог (то есть лица, входящие в военное сословие, но занимающиеся сугубо мирными профессиями), которые занимали достаточно высокое положение. Из этого видно, что после окончания военных действий сёгун пытался занять представителей военного сословия мирными делами.
Согласно установлениям, вводился принцип "посменной службы" и, таким образом, один пост могли занимать три и более человека. Данный принцип был введен по китайскому образцу, вероятно, с одной стороны с целью не допустить злоупотребления властью, с другой - не позволить чиновнику, закрепившись на одном месте, обрести слишком большое влияние. Что же касается злоупотреблений, то согласно Установлениям, они наказывались так же, как государственная измена, то есть смертной казнью.
Подобный прядок коснулся практически всех должностей. Поочередное исполнение обязанностей предполагалось даже для наиболее высокопоставленных чиновников. Исключением был пост тайро потому, что этот пост занимался только в случае чрезвычайной ситуации (отсутствия прямого наследника), в обычных обстоятельствах пост оставался вакантным. Еще одним принципом формирования государственного аппарата была передача должностей по наследству.
Окончательное формирование государственного аппарата произошло при третьем сёгуне Иэмицу, тогда же произошло складывание кабинета бакуфу и определились окончательно должностные обязанности чиновников.
Высшее положение в государственном аппарате принадлежало тому, кто занимал должность тайро. Впервые должность тайро была установлена в 1636 году.
Тайро оказывал влияние при выборе наследника на пост сёгуна, также он мог быть регентом при малолетнем наследнике.
Главной опорой сёгуна были Большой и Малый государственные советы. Большой государственный совет старейшин (го-родзю) был введен указом от 1634 года, но, по всей видимости, начал свою работу значительно раньше. Орган с одноименным названием существовал при Тоётоми Хидэёси, но решал совсем другой круг вопросов и работал в других условиях, поэтому вряд ли мог служить непосредственным образцом для го-родзю XVII века. Как видно из названия, совет состоял из 5 человек. В их ведении находились императорский двор и аристократия (кугэ), государственные финансы и казначейство, предоставление земельных угодий, сношения с иностранными государствами. Главной задачей го-родзю являлся контроль за даймё. Члены го-родзю назначались из старших вассалов (росин) - то есть наиболее верных и преданных сёгуну даймё и управляли поочередно по одному месяцу, то есть система посменной службы (цукибансэй) распространялась и на них. Кроме того, го-родзю ведал вассалами сёгуна собираемыми для посменной службы.
Малый государственный совет старейшин (вакадосиёри) также был окончательно сформирован при сёгуне Иэмицу. Младшие старейшины назначались из числа фудай-даймё. Орган состоял из 3-6 человек, которые также исполняли обязанности посменно по одному месяцу. Главной обязанностью вакадосиёри было курирование хатамото и гокэнин. Тайро, Большой и Малый советы вместе составляли верховный орган - гоёбэя - и подчинялись непосредственно сёгуну, по отношению к которому они являлись прямыми вассалами еще с тех времен, когда дом Токугава владел лишь пятью провинциями.
Видную политическую роль с конца XVII века стал играть о-собаёнин, занимавший четвертую строку в своеобразной "Табели о рангах", представленной статьей 21 Установлений.
Главными чиновниками в сфере гражданской администрации были:
1) дзися-бугё - ведал буддийскими и синтоистскими храмами и занимал 12-е место в иерархии при дворе сёгуна; четыре дзися-бугё посменно занимались вопросами религии, связанными с храмами, монастырями и служителями культа.
2) мати-бугё - градоначальники в наиболее значимых городах Японии - Эдо, Киото и Осака - занимали 25-е место в иерархии. Мати-бугё было двое в Эдо и по одному в Киото и Осака. Они решали все административные и судебные вопросы в пределах своей юрисдикции. Следует различать должности мати-бугё и дзёдай. Последний являлся наместником сёгуна в Осака, Киото и ряде крупнейших замков (Сумпу, Куно). Главной обязанностью мати-бугё было решение административных и судебных вопросов, в то время как обязанностью дзёдай было наблюдение императорским двором в Киото, а также за тодзама-даймё. Кроме того дзёдай занимали гораздо более высокое положение в иерархии1 и отчитывались непосредственно перед сёгуном, в то время как мати-бугё были подчинены Большому совету старейшин (го-родзю).
3) кандзё-бугё - казна и финансы. Четыре кандзё-бугё ведали финансами, а так же административными вопросами в землях сёгуна. Кандзё-бугё занимали 26-ю позицию в иерархии.
В 30-х годах XVII века дзися-бугё, мати-бугё и кандзё-бугё были объединены в Судебную палату (хёдзёсё). Судебная палата рассматривала наиболее серьезные дела и тяжбы. При разборе дел государственного значения собирался расширенный состав Судебной палаты: го-родзю, кё-сёсидай, осака-дзёдай, вакадосиёри, самбугё, о-собасю ("приближенные" телохранители сёгуна); о-мэцукэ.
Замыкалась на центральный аппарат и система тотального надзора за населением - мэцукэ ("прикрепленное око"). Во главе этой службы стоял о-мэцукэ, занимавший высокое 15-е место в иерархии. О-мэцукэ входил в состав Верховного Суда и подчинялся непосредственно Большому совету. Система мэцукэ имела свою собственную систему соподчинения на всех уровнях, от сёгуна до представителей его власти на местах. Широко использовались "внештатные" осведомители.
В наиболее удаленные провинции направлялся энкоку-бугё ("управляющий дальними странами") в качестве руководителя провинциальной бюрократии, что было прямым заимствованием китайского опыта управления провинциями. В провинции энкоку-бугё набирал себе штат чиновников по своему усмотрению. В уездах находились представители сёгуна: гундай ("представители сёгуна в уездах"), которым были вверены уезды с доходом свыше 100 тыс. коку, и дайкан ("чиновник-представитель") в округах с доходом 50-60 тыс. коку.
"Гундай и дайкан назначались из хатамото и подчинялись кандзё-бугё. Главными обязанностями гундай и дайкан были наблюдения за крестьянами и сбор налогов".
Низшими сословиями правительство управляло при помощи 5-ти и 10-ти дворок созданных по китайскому образцу указом от 1597 года Тоётоми Хидэёси. Главной целью создания 5-ти и 10-ти дворок было "не допустить преступных действий". Члены 5-ти и 10-ти дворок были связаны круговой порукой.
"Тем самым правительство возлагало на эти группы ответственность как за их политическую благонадежность, так и за несение финансовых обязательств перед бакуфу".
В главе 5-ти дворки стоял зажиточный крестьянин (тосиёри). Деревню обычно возглавляли три мура-якунин: староста (нануси) и два его помощника (тосиёри). Мура-якунин подчинялись дайкан или гундай. Деятельность мура-якунин также контролировалась мэцукэ.